Наконец-то, стоящая тема поднята.

Эту серию я вполне заслуженно поместил на первое место в числе самых лучших эпизодов всех времен. Да, можно было бы вполне поставить в начало одну из многочисленных серий про любовь. Но мне кажется, что любовные переживания как таковые Лизе несколько рановато переживать. Проблемы самоопределения в этом мире маленького человечка и нравственные дилеммы, возникающие в ходе этого, намного более важны. Хотя, конечно, не мне судить, что более важно в чьей-либо жизни.
Главная философская проблема, которую поднимает Лиза - допустимость людских страданий в этом мире. Осознание того, что мир бывает шокирующе жесток, неизбежно приходит в процессе взросления человека. Это происходит примерно в то же время, когда и приходит осознание того, что все люди смертны. И что все те, кого ты любишь, рано или поздно, но умрут. Не важно, произойдет это от болезни, или в результате катастрофы, или попросту от старости. Осознание этого факта неизбежно связано со страданиями для осознающего. То есть, здесь мы имеем типичный пример того, как некая вредоносная мысль захватывает мозг и начинает глодать его, причиняя обладателю (или обладательнице) страдания. Казалось бы, проблема решается запретом на постоянное обдумывание мозгом этой мысли. Но, конечно, для самого пораженного этот выход отнюдь не кажется очевидным. Что же в итоге мы имеем? Как Лиза смогла разрешить моральную дилемму? Ей помогли извне. Если мы задумаемся, то увидим, что именно после слов ободрения Мардж, после ее неуклюжей попытки разом решить проблемы дочки дедовским способом ("Девочки должны всегда улыбаться"), только после этого Лиза смогла избавиться от гложущей ее деструктивной мысли. Конечно, забота об окружающих - это хорошо. Это может являться некой гарантией, что, может быть, и о тебе точно так же позаботятся, когда ты будешь нуждаться в помощи. Но когда этот, в общем-то, правильный принцип ("Относись к другим так же, как ты хочешь, чтоб относились к тебе") перерастает в перманентную мировую скорбь а-ля "Как много страданий в этом мире!", то это уже не хорошо. И от таких мыслей нужно избавляться со всей энергией, какая только есть. Потому что иначе этой энергии ты лишишься, погрязнув в этих мыслях. Или, что еще хуже, может быть, вздумаешь и до окружающих донести свои полусумасшедшие взгляды. Чтоб и им тоже не сиделось спокойно, и они тоже пострадали, размышляя о том, как много страданий в этом мире.
Возвращаясь к тому, каким образом Лиза сумела избавиться от своей хандры, мы выяснили, что решающую роль в этом сыграло участие Мардж. При этом стоит отметить, что первоначально Мардж высказывала метод решения Лизиных проблем, заключающийся в чисто внешнем изменении формы (улыбка), без оглядки на причины, их вызвавшие, то есть содержание. И этот метод, вроде бы, показал определенную эффективность. Но затем, движимая эмоциональным порывом, и не желая, чтоб ее дочь пошла по ее стопам (закрывать внутренние проблемы внешней улыбкой), она меняет тактику. Вместо ультимативного принципа "Ты должна" она декларирует новый, отличающийся в корне от первоначального - "Будь собой. А мы примем тебя такой, как ты есть". И именно последний и послужил ключом к восстановлению у Лизы хорошего настроения.
Здесь возникают две мысли. Во-первых, метод Мардж основывается на активном изменении позиции по отношению к детям и их проблемам. А также оказании им эмоциональной поддержки вне зависимости от их состояния или взглядов. По-крайней мере, даже зная нетерпимость Мардж по ряду вопросов (например, религиозному), мы видим ее готовность следовать этому принципу, то есть, принимать детей такими, какие они есть. Конечно, свою роль тут сыграл и масштаб проблемы, которая в данном случае не выходила за рамки неприятностей в школе и личных переживаний. И если бы это касалось Мардж напрямую, нельзя сказать, что она готова бы была сделать подобный шаг. Впрочем, примеры более поздних серий доказывают что и в этом случае она способна идти на уступки. Например, серия 'She of little faith', где Мардж, пусть и с некоторыми оговорками, но приняла переход дочери от христианства к буддизму.
Вторая мысль. Это то, что Лиза показана хоть и умной, но все-таки зависимой от внешней помощи. И это не очень-то лестное ее изображение. Это доказывает, что она тоже имеет свои слабости, несмотря на весь свой интеллект и силу характера. Последнее, впрочем, стало ее атрибутом в более поздних сериях. В ранних же она намного более ранимая и впечатлительная, без всех этих тухлых замашек на образ "сильной женщины", только в миниатюре.
Впрочем, стоит сделать и необходимое допущение, что, возможно, не все так запущенно, как нам показали. И, вполне возможно, что Лиза смогла бы самостоятельно избавиться от грустных мыслей. Но почему-то здесь ее было выгодней представить именно как слабую и зависимую от помощи извне.
-сюжет с Гомером и Бартом прокомментирую чуть позже-