Автор Тема: Основание  (Прочитано 241 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Darth Ross

  • Активный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
  • Пол: Мужской
  • The Dark Artist
Основание
« : 01/10/2023, 22:02:35 »
Психоистория – это модель прогнозирования, созданная для расчёта поведения очень больших популяций. (с)


Досмотрел второй сезон «Основания». Писать большой структурированный обзор не вижу смысла. С одной стороны, сериал реально есть за что разнести, но как-то не очень хочется. С другой, есть за что похвалить, но без каких-либо бурных восторгов и держа в голове все крупные недостатки, которые сильно смазывают впечатление.

Далее будет простой обзор. Прямых СПОЙЛЕРОВ я постарался избежать, но опосредованных (включая намёки и упоминания ключевых персонажей и некоторых связанных с ними событий и аспектов) будет довольно много, так что читайте на свой страх и риск.

Ну, что, расчехляем главный радиант? :gigi:




«ОСНОВАНИЕ»: ВАНГОВАНИЕ, ИМПЕРАТОРЫ И КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ АЙЗЕКА АЗИМОВА


Трантор и Галактическая Империя через пять веков будут лежать в руинах. (с)


С одной стороны, эпическое художественное полотно фантаста Айзека Азимова о многовековом плане спасения галактической цивилизации, придуманном и воплощённом гениальным психоисториком Хари Сэлдоном и его последователями давно просилось на экран. А с другой адекватно экранизировать его (прежде всего из-за структуры повествования, охватывающей сотни и сотни лет и множество различных персонажей, действующих в разные годы в довольно условной, я бы даже сказал схематичной обстановке) казалось задачей маловыполнимой. После выхода пары сезонов научно-фантастического сериала по мотивам (именно по мотивам, не более) стало понятно, что повествовательная проблема принципиально решаема, но одновременно с тем она настолько противоречит привычному телешоу, что (помимо лютой отсебятины) авторам понадобились сюжетные костыли в виде набора нескольких условно бессмертных героев для полноценного сшивания повествования и сезонов в единое целое.

Ну что, же пробежимся по плюсам и минусам сериала. На этот раз плохое и хорошее я буду поминать в шахматном порядке.


Плюс. Генетическая династия, три разновозрастных клона Императора Клеона I, правящих и сменяющих друг друга по мере взросления. Брат Рассвет, Брат День и Брат Закат. Генетически это один и тот же человек в разном возрасте, взаимодействующий с собой и окружающими в ходе чего проявляются разные и порой разительно непохожие стороны вновь и вновь восходящего на средний трон правителя. Самая любопытная находка сценаристов, начисто отсутствовавшая в книжном оригинале и дополнительный источник напряжения и драмы. Сюжетный ход с императорами реально интересен, следить за взаимодействием этих столь непохожих друг на друга проявлений Клеона крайне занимательно. Глядя на поведение юноши Рассвета так и хочется понять, как из столь приятного и внутренне возвышенного персонажа может вырасти такая отъявленная и опасная мразь, как Брат День, и как этот же обуреваемый страстями мерзавец в старости остепениться, придя к размеренной мудрости недоброго, но гораздо более воздержанного в поступках и суждениях Брата Заката. И тем не менее именно так меняется его характер из раза в раз, от клона к клону.

Минус. Придуманная история с тремя императорами чуть ли не самое интересное, что есть в сериале, который, на минуточку, считается экранизацией серии романов «Основание», в которых в свою очередь этой самой генетической династии вообще не было. Ну то есть весь основной замес был в другом и про другое. Не то, чтобы я на что-то намекаю, но по одному этому факту можно заподозрить неладное! Кроме того, во втором сезоне даже на императоров становится смотреть не очень интересно. Ли Пейс, играющий Брата Дня всё ещё отлично отыгрывает, доминирует и периодически включает мерзавца, но сама интрига, в которую он попал и движется на протяжении сезона делает ситуацию скорее скучной, как, впрочем, и его самого. В первом сезоне День в своих поступках был по-настоящему зловещ и страшен, во втором он пытается повторить свой мразотный успех, но здесь по самым различным сценарным причинам он на мой взгляд скорее жалок, нежели чудовищен. Так что удивительно, но втором сезоне моё внимание больше занимали два оставшихся императора, причём интересней всего оказалось следить за Братом Закатом и его минирасследованием, приведшим к одному страшному открытию. Следить же за «главными» героями сезона большую часть времени было вообще почти не интересно, что тоже можно считать показателем «мастерства».

Плюс. Это научная фантастика, чёрт бы её подрал! Ну… почти научная, но всё же! Жанр, не столь уж часто посещающий наши экраны, так что такой сериал можно только приветствовать (если бы ещё без штампов и отсебятины, так цены бы сериалу не было). Довольно красиво, местами эпично иногда (например, под конец второго сезона) дают «звёздные войны» на минималках. Кто-то ругал графику, не знаю, я не сильно присматривался, в HD вроде смотрится красиво. Но мало. Но бюджетным сериал тоже не назвать, так что есть где глазу порадоваться.

Минус. Большая часть из того, что происходит на экране имеет не так уж много общего с первоисточником, по мотивам которого сериал сделан. Подобные обстоятельства далеко не всегда знаменуют собой очевидный минус, ведь изначальную историю всегда можно расширить, углубить, улучшить, переосмыслить в конце концов. Тут её попросту придумывают заново, иногда беря имена исходных героев и меняя им пол, расу, характер, способности, а также внутреннюю и внешнюю мотивацию поступков и глобальные обстоятельства, а то и посыл самой истории. И да простят мне поклонники Азимова эту маленькую неуместную шутку, но великий фантаст был явно сам не чужд просчитыванию будущего раз столь предусмотрительно позаботился о своей кремации и о том, чтоб его прах был в итоге развеян. Иначе этот сериал придал бы его телу такой крутящий момент, что оно вышло бы на субсветовые скорости, а то и схлопнулось бы в маленькую чёрную дыру под воздействием столь гениальных сценарных решений.

Плюс. Неплохой, по большому счёту, актёрский состав. Чего стоит тот же великолепный Ли Пейс или Джаред Харрис в роли Хари Сэлдона! Относится не ко всем, правда. И если бы сценаристы к тому же не заставляли их периодически включать истеричек и отыгрывать никому не интересную и от того мало кому нужную драму! Сценарий тоже, как ни странно, неплох в своей основе, но увы не в реализации! То, что, казалось бы, рассыпается в невообразимый бред (особенно во втором сезоне!) ближе к концу складывается в достаточно стройное и не сильно противоречивое повествование. Жаль, что по мере просмотра это по началу не сильно заметно. В течении начальных эпизодов второго сезона я несколько раз буквально хватался за голову в стиле «они с ума сошли, что за чушь я только что посмотрел?!», но в целом большинство разорванных концов внезапно соединяются в нужные моменты и в самом конце вопросов к увиденному (почти) не остаётся. Увы, это не касается персонажки. Добрая половина героев обоих сезонов – фанера, штампы или натуральные ходячие функции, и хорошо если сценарные, а то скорее даже просто «повесточные».

Минус. Повесточка, куда ж без неё родимой! Давайте так, меня не особо задевает тот факт, что часть героев из книжки сменили пол. Я имею ввиду, что мужские персонажи внезапно оказались в сериале женскими. И уж совсем мне плевать на цвет кожи героев: ну камон, это будущее, там все давным-давно перемешались по нескольку раз, это вообще ни разу не проблема (в отличие от исторических сериалов о прошлом, где это порой просто смешно). Но есть одно «но». Точнее два. Во-первых, это всё было сделано явно не ради каких-то повествовательных или сценарных целей, а скорее всего по всяческим квотам и воззрениям о разнообразии и «социальной справедливости». Очевидно? Очевидно. А во-вторых, это никак не делает повествование лучше. Если бы всё это как-то влияло на историю, делало её интереснее и многограннее – не вопрос. Но ведь нет! Слушайте, а давайте сделаем сурового имперского генерала геем и у него будет романтическая линия с молодым мужем и основанная на этом драма? Ну офигеть теперь! Лично у меня было всего два вопроса: зачем и нафига? А так да, отличная идея, именно этого нам всем обычно недостаёт в фантастических сериалах!

Плюс. Любопытный, местами напряжённый сюжет, а местами даже натуральная драма. Чего стоит хотя бы смертное «бессмертие» императоров, их спорадические бесплодные попытки вырваться из замкнутого порочного круга, или внезапная драма Демерзель (не лишённая, однако, некоторой странности и даже искусственности, если совсем уж честно)? Даже во втором сезоне было несколько «вотэтоповоротов», от которых (будь я менее скептически настроен) можно было реально прозреть или распереживаться на пустом месте. Увы, познакомившись с несколькими «офигенными» новыми персонажами и заценив «гениальный» сценарий я уже не ждал от творцов ничего хорошего и смотрел на все эти неожиданные повороты и неплохие по сути ходы через плотный фейспалм. Так что фокус не удался. Однако, по завершении сезона, я не могу не признать, что сценарий писали, как минимум люди, знакомые с учебником. Это, к сожалению, не может сделать сценарий гениальным, да и просто хорошим его сложно назвать, но тут хотя бы присутствует план и некоторая творческая мысль, что само по себе не может не радовать. Лично я страдал большую часть второго сезона, страдал от нелогичности происходящего, от возникающих из ниоткуда сюжетных линий, нелогичных предпосылок и странных поступков, от внезапно сливаемых важных персонажей, от нагоняемой «мистики» там, где её быть не должно и прочего лютого бреда, не имеющего никакого логического объяснения. К чести сценаристов надо сказать, что большая часть претензий у меня начала сниматься серии к восьмой, когда внезапно начали наконец объяснять, что же на самом деле всё это время происходило (да, происходило не совсем то, что нам показывали). В итоге большинство ружей выстрелили, а большинство кажущихся дырок (хотя и не все!) закрыли не беспроблемно, но довольно изящно. Так что в целом претензии по сюжету снимаются. Он плохой в деталях, но вполне рабочий.

Минус. Все эти сценарные костыли и, прежде всего, никакущая персонажка превращает историю в шапито на серьёзных щщах, когда просто не веришь некоторым героям. Математик Гаал Дорник умудряется стать гениальным математиком в какой-то заднице мира, где запрещено заниматься наукой по религиозным соображениям. Щито? Как?! Потом она весь сериал перманентно творит всякую дичь с вечно удивлённым и растерянным лицом, вангует будущее каким-то волшебным образом от которого офигевают все вокруг, включая цифровую копию Сэлдона. Салвор Хардин, превратившаяся в сильную и независимую негритянку кидает монетку, угадывая результат, и аки Рембо крошит врагов направо и налево и вообще спасает всех, до кого может дотянуться. Хитрый план Сэлдона настолько хитрый, что он перехитрил сам себя. Уже минимум несколько раз. При этом у него даже было несколько истерик. Аплодирую стоя, короче! Брат Константа хотя и называет себя всю дорогу «братом» на самом деле девушка слегка бодипозитивной конструкции (не иначе, как для повышения разнообразия и самооценки у зрительниц), которая получает-таки в итоге облюбованного ею кросавчега (пусть и ненадолго). И, конечно, Хобер Мэллоу – на мой взгляд самый неубедительный из персонажей, такой себе Хан Соло на минималках, красавец-мошенник с золотым сердцем пытается изображать залихватского персонажа, которого все должны любить и обожать и который всех должен веселить, хотя откуда он такой нарисовался и откуда у него столь золотое сердце при такой-то профессии не очень понятно. Сценарная функция, одним словом, слизанная из приключенческих фильмов другого жанра и от этого смотрящийся здесь инородным телом.

Я уж не говорю про всяких ряженных злодеев-оборванцев, захватывающих корабли и планеты абордажным способом, сектантов-телепатов, философствующих про свою еду и прочие «прекрасные» образчики персонажного искусства.


ВЫВОДЫ

Ну такое… Я разочарован, но не так чтобы совсем. В конце концов, в такое время живём и никто не обещал великолепного во всех деталях сериала. Наверно буду смотреть и дальше, как минимум одним глазом. Если будут снимать. Без особых надежд, но это было как минимум занятно, но увы очень неидеально, а местами почти что позорно (но не будем о грустном).

Но в целом сойдёт!
Да пребудет с вами Сила!

Оффлайн Enjoy

  • Ветеран Форума
  • *****
  • Сообщений: 1117
  • All Glory To The Hypnotoad!
Re: Основание
« Ответ #1 : 20/10/2023, 12:00:56 »
Писать большой структурированный обзор не вижу смысла.
...пишет Darth Ross прямо над большим структурированным обзором :thumbsup:.

Мне понравилась твоя циничная шутка про Азимова ;). Что касается самой темы — тоже люблю сравнивать книжные первоисточники и их экранизации. Иногда бывает так, что экранизация лучше оригинала, иногда (чаще?) так, что хуже. Мне любопытно прослеживать, какими путями шли пути сценаристов и продюсеров, что они считали достойным внимания зрителя, а что нет, а вдобавок как справлялись с задачей передачи непередаваемых книжных фишек на языке кино. Огорчает, если люди сразу идут по "легкому пути", то есть выдумывают какой-то свой вольный сюжет на основании чужого сеттинга. В то же время понимаю, что без определенной доли свободы любая экранизация станет монотонной. Ну, это я говорю себе в качестве извинения сценаристов — как будто они хотели насыпать щепотку соли, а случайно опрокинули в кастрюлю солонку :).

В общем, не читала "Основание" и не смотрела, но твой обзор меня заинтриговал.

Оффлайн Darth Ross

  • Активный участник
  • ***
  • Сообщений: 120
  • Пол: Мужской
  • The Dark Artist
Re: Основание
« Ответ #2 : 22/10/2023, 12:27:44 »
Enjoy
Ну, откровенно говоря, первоисточник был написан очень давно и является весьма специфическим произведением по своей форме. Так что сценаристам пришлось адаптировать и буквально переизобретать и сеттинг и сюжет заново, чтобы сделать его интересным и визуально масштабным и привлекательным для современного разбалованного зрителя. Так что в этом смысле сценаристам респект. Просто сделали они это настолько «современным» способом, что я так и не определился до конца, как мне к получившемуся результату относиться. Получилось, как минимум странно, но местами довольно любопытно.
Да пребудет с вами Сила!

Оффлайн Wanderer

  • Ветеран Форума
  • *****
  • Сообщений: 1689
  • Пол: Мужской
Re: Основание
« Ответ #3 : 23/10/2023, 12:52:55 »
Начинал смотреть сериал "Основание" этой осенью, и на прошлой неделе закончил второй сезон. Ну что могу сказать, озвученные здесь качества сериала действительно в наличии. Мои ощущения примерно совпадают с теми, что Darth Ross описал. Вообще побудило меня к просмотру то, что я знаком с книгами. В своё время я прочитал и оригинальный цикл про роботов, и всё, что было написано Азимовым про Основание.

Сюжет, как мне показалось, неплох. Пожалуй, первоисточник действительно нуждался в серьёзной адаптации, чтобы поместиться в рамки классического сериала, и общая канва вроде бы выстроена достаточно достойно, хоть и не без огрехов.

В целом тема хитрых политических интриг уже сильно подзаезжена, как мне кажется. Она уже везде на первом плане побывала как в фэнтези, так и в фантастике. Хотя наверное в сериале про галактическую империю без этого никуда. В целом фигура императора Клеона сильно изменена: он из простого винтика на вершине огромной бюрократической машины империи превратился в действующего игрока, да ещё и в трёх лицах, который что-то решает.

Главная проблема - это всё же персонажи и их отношения. Многие из них просто недостаточно интересные, чтобы с замиранием сердца следить за их судьбой. Основание на Терминусе представлено учёными, администраторами, торговцами, клериками и одним стражем (сотрудницей, так сказать, службы безопасности). На протяжении двух сезонов, кроме выполнения плана Сэлдона (или того, что они под этим считают), они ещё периодически вступают друг с другом в отношения, которые особого развития не получают.

Диалоги тоже мне показались слабоваты - особенно эпилог первого сезона, последние минут 20, когда особо ничего не происходит, кроме вялого обмена репликами. Кстати, вообще в плане событий и диалогов второй сезон показался мне пободрее.

Среди прочих выделяется фигура робота Демерзель - вечной советницы императоров генетической династии. Отдалённым прообразом её персонажа стал робот Р. Дэниел Оливо, он же Эдо Демерзель. Впрочем, его/её роль в сериале изменилась до неузнаваемости. )

А вот пара моментов, которые по-моему совершенно не вписываются в логику сюжета:
- Удивили технологии, которыми владел Гэри Сэлдон на момент ещё до основания Основания (простите за тафтологию). Я имею в виду хранилище. Уже в первой половине первого сезона оно предстаёт как нечто экстраординарное и на порядок превышающее имеющиеся технологии (люди с Терминуса не могут туда проникнуть). Ну а дальше больше.
Я вот не понимаю, как Сэлдон смог нечто подобное создать, даже будучи гением, когда в империи Трантора ничего подобного и в помине не было. Сам-то он был в первую очередь психоисториком, а не физиком/инженером. Возможно, это хотят прояснить в более поздних сезонах (хотя есть у меня сомнения по этому поводу).

- Почему рою космонитов была позволена столь высокая степень свободы, как показано в сериале? Это люди, критичные для гиперпространственных прыжков (как ментаты в "Дюне" Герберта). А Империя позволяем им путешествовать свободно и относительно независимо, а не держит под замком и строгой охраной, как можно было бы ожидать.
«Из всех возможных решений выбирай самое доброе»
А. и Б. Стругацкие, «Волны гасят ветер»