Necatr
Вчера не было времени, так что чуть более подробно попытаюсь ответить сейчас.
В первую очередь должен сказать, что никакой такой информации у меня нет. Если исключить интернет, то о чём то узнать я могу двумя путями: созвониться с знакомыми на Мангышлаке или если кого-то из моих друзей отправят в Жанаозен карать неугодных, вершить правосудие или спасать уцелевших не обязательно прямо в таком порядке. Но знакомые в Актау знают меньше меня (и полны самых апокалиптических настроений), а про друзей я смогу узнать, если чуть позже позвоню их жёнам. Но звонить я не буду, потому что такие вещи у нас не приняты. Не принято даже расспрашивать о том, куда посылали и что там делал. Если захотят, расскажут сами. Но это, как вы понимаете, будет нескоро.
Поэтому, пока нам не отрубили интернет, порассуждаю в сторону. Итак, Мангышлак. Мангышлак это полуостров в Каспийском море. Это конец всех дорог. Это конец света. Это источник всех благ и богатств для республики Казахстан. Ибо здесь добывают нефть. И как обычно люди, обеспечивающие благосостояние республики, живут как правило ниже плинтуса. Но тут надо учитывать два фактора: если поглядеть с одной стороны, их зарплаты не так уж малы, особенно по сравнению с остальным Казахстаном. Гораздо ниже мировых, но всё же не так сильно. Но если поглядеть с другой стороны, жизнь на Мангышлаке крайне дорога. Я уже говорил - это край света. Туда нет нормальных дорог. Добираться туда проще всего на самолёте. Всё что там можно купить - завозиться из внешнего мира от которого они оторваны как полярники на льдине. Так как большая часть населения задействована на нефтедобыче, то и скотоводство там находиться в полном упадке. В результате этого, цены буквально на всё в Актау высоки даже по алмаатинским меркам. Так что как тут рассчитывать, что будет к чему, я не знаю.
Как известно в Жанаозене с весны идёт забастовка работников "КазМунайГаза". Надо учитывать местные "полярные" условия и нрав местных жителей. Забастовка и акция протеста там, это вам не Болотная площадь в Москве. Там, в пустыне, надо быть крайне аккуратным, потому что жизнь человеческая стоит там меньше песка, в который тебя закопают. Эта забастовка по сути ближе к забастовкам начала двадцатого века, стачкомы и профсоюзы вели тихую войну с начальниками нефтевышек и ни один труп обогатил своей органикой местную бедную на органику почву. Убивали рабочих, штрейкбрехеров, бандитов, стоявших на стороне КМГ и на стороне профсоюзов. Убивали даже членов их семей, что обычно не делается. Но в результате воз и ныне находиться там. Обе стороны упёрлись и ни с места. Что и понятно, ибо это адай.
Адаи - самоназвание казахского рода. Казахские рода (ру) по типу и организаций схожи с шотландскими кланами. Каждый род имеет свои особенности. Адай из покон веков жили на суровых землях Мангышлака и суммарная длина их годовых кочёвок, самая длинная по Казахстану, составляет от двух до трёх тысяч километров. "Бог на небе, адай - на земле", - говорят они про себя. В общем, если коротко, адай дикие отморозки, даже на фоне всех младшежузовских отморозков, а наш запад всегда отморожен на нет.
Именно поэтому никто не надеялся, что забастовка сойдёт на нет и адай всё простят. И можно было догадаться, что финальный выход они приберегут на День Независимости.
Но есть здесь одно "но". Я был в Жанаозеке в октябре и тогда было похоже на то, что всё закончиться миром. Кучка забастовщиков на местной площади была относительно маленькой, основные предприятия города работали, а таксист специально провёз нас по городу, чтобы показать "забастовку", этакую местную достопримечательность. Впрочем я могу и ошибаться, ведь мне не было дело до забастовщиков. Однако даже я понимаю, что история эта не так проста.
Есть тут факторы, которые не укладываются в привычную схемку. Первым фактором являються салафиты. Салафиты - это секта ортодоксального ислама несколько лет ведущая эмиссарскую деятельность в Западном Казахстане. Их очень часто путают с ваххабитами. Позиций ислама на Западе очень высоки, хотя это по большей части казахский традиционный ислам, сильно разнящийся с ортодоксальным. Однако кого это волнует? Чечня вон тоже была оплотом суффизма и что потом стало? Вторым фактором способствующий распространению радикального ислама по региону, послужило концентрация на полуострове зон лишения свободы. Их строили здесь ещё во времена Союза и мои батя, боец ВОХРА, часто говорил, что часовой на вышке зимой служил лишь проформой - лучше всяких винтовок зэков охраняла сама природа. Сбежать оттуда можно было лишь на верную смерть.
Нынешнее правительство менять традиций не стало и зоны по прежнему работают. Именно зоновская молодёжь стала объектом первоочередной религиозной пропаганды. Эта крайе простая схема начала работать ещё семь или восемь лет назад. Эмиссар совершал некое демонстративное правонарушение и попадал на зону, где и разворачивал свою деятельность в крайне благоприятной среде. Мы это дело благополучно проворонили и сейчас имеем дело с теми, кто отсидев свои срока, выходит на волю. С заранее промытыми мозгами. Теракты в Атырау, Астане, Джамбуле, это всё куплеты одной песни. И источником всей этой радости является Мангышлак, мало того что крайне важный в экономическом плане регион, но ещё и чрезвычайно взрывоопасный в социальном. Уже готовая пороховая, точнее нефтяная бочка, от которой осталось только поджечь фитиль.
Здесь всё ясно, но есть ещё один интересный фактор. Точнее факт. Совсем недавно в Актау были проведены полномасштабные антитеррористические учения. Интересно то, что несмотря на салафисткую угрозу, подобные учения не проводили больше нигде. Ни в Алма-Ате, ни в Астане. А в Актау провели. Очень быстро и неожиданно. Отличающим фактором этих учений была их крайняя секретность. Такая, что они даже породили слухи о проведённой секретной операций, позднее наскоро замаскированной по стандартной схеме. И это говорит о том, что кроме обычной отработки по легенде о захвате школы, были отработаны и схемы по отсечению всяческих утечек информации. Судя по нынешней ситуаций - весьма успешные.
Так что чья это была провокация, салафитов, желающих взорвать регион, или хозяев "КазМунайГаза" и их покровителей, имеющих целью одним махом покончить с назойливой проблемой, а может даже провокация третьих сил, в лице каких-нибудь инопланетян, непонятно. А то что непонятно - пугает.
В общем садимся поудобнее и ждём дальнейших событий.
Давно мы на правду в обиде,
Давно от неправды устали,
И только от массовых зрелищ
Ещё просыпаемся мы.
Александр Городницкий