Раз зашел разговор об англоязычной фантастике, то я тут вспомню ещё о таком явлении, как "новеллизация". Короче говоря, книги по мотивам - фильмов, комиксов, игр, да и вообще, чего угодно. Традиционно, отношение к ним пренебрежительное, как к однозначной макулатуре и попытке "срубить бабла". Однако любопытно, что и здесь, как и везде, в общем-то, даже в таком второстепенном жанре всё зависит от автора. К примеру, среди завалов книг по "Сталкеру" можно выделить работы Калугина, которые если и не дотягивают до уровня его малой формы, но всё равно куда как выше общего уровня.
А вот среди западных новеллизаторов заслуживают внимания Дэн Абнетт и Сэнди Митчелл. Ну о первом пожалуй расскажет кто-нибудь другой, а о втором хочу написать я. Как известно, вселенная "Вархаммер 40 000" состоит в основном из пафоса, брутальности и мрачного-мрачного будущего. Соответственно, авторы новеллизаций зачастую двигаются в том же направлении, и книги их во многом состоят из пафосного превозмогания всего и вся под звуки имперских гимнов. либо, хотя бы, из драмы, интриг, расследований и врагов человечества.
Митчелл - совсем другое дело. Главная жизненная цель её героя - не умереть за человечество, а спасти собственную шкуру, для чего желательно оказаться как можно дальше от передовой. Он, как и автор, знает что такое юмор и ирония, тогда как большая часть новеллизаций по этой вселенной пишутся с каменно серьёзным выражением лица. Автор, через героя, не прочь поглумиться над коллегами, или поиграть в постмодернизм, и, к примеру, пересказав "Атаку лёгкой бригады" как рывок гвардии на строй орков.
При этом, за счёт того, что главный герой, Кайфас Каин - трус, лентяй и бабник, а не паладин в сверкающих доспехах, он получился куда более сложным и неодназначным персонажем, чем принято в новеллизациях Вархаммера. И не автор, а сам читатель решает, кто же главный герой на самом деле - просто везучий и хитрый трус, беззастенчивый манипулятор людьми или в самом деле герой, слишком скромный, чтобы принять свою славу. Качество, достойное "Большой литературы", а не просто "второстепенной" новеллизации.