Код эпизода: 2F01
Дата выхода: 02 Октября 1994
Эта серия являет собой образец вершины насилия в детской мультипликации, воплощённого в центре Щекотки и Царапки. Аналогии с “Томом и Джерри”, заложенные в идее этого "сериала в сериале", достигают своего апогея. Здесь поднимается, и уже не в первый раз за сериал, проблема: действительно ли жестокие мультфильмы побуждают детей к насилию в реальности? Мне кажется, что эпизод склоняет зрителей к положительному ответу на данный вопрос. Хотя я вот в дестве много смотрел “Тома и Джерри” и не воспринял таившийся в нём деструктивный посыл, даже скорее наоборот…
Кроме того, серия отличается очень ровной завязкой. Сначала нам неспешно показана предыстория поездки, затем – сам путь-дорога к намеченной цели, причём тоже не обошедшиеся без эксцессов. А сцена со сгоревшей машиной, как мне кажется, послужила предвестником будущего беспредела, произошедшего в центре развлечений.
В эпизоде чувствуется явное влияние таких фильмов, как “Парк Юрского периода” (путешествие на вертолёте на изолированный остров, выход обитателей парка из-под контроля) и “Терминатор” (похожие сцены от первого лица глазами робота). Созданный с целью получения как можно более острых ощущений, парк изначально балансировал на грани несчастных случаев. К опасным развлечениям можно отнести и вход в здание, преграждаемый топором, и сумасшедшая поездка на бревне, и роботы, вооружённые орудиями убийства. Служебная зона также очень напоминает научный или исследовательский центр, которым, по сути, и является. Ещё бы, при таком количестве сложной техники. Наверное, в месте с таким пренебрежительным отношением к насилию просто не могла в один прекрасный день не разыграться трагедия.

Рис. 1. Вот он, желанный остров развлечений

. Эмблема на вертолёте практически точь-в-точь повторяет эмблему парка Юрского периода.
Что касается пародий, то кроме названных мной фильмов сценки из полнометражек со Щекоткой и Царапкой, которые смотрят Барт и Лиза, пародируют “Фантазию” Диснея (фрагмент с Микки-Маусом волшебником) и Пиннокио. Короткий фрагмент со взбесившимися птицами – это также отсылка к фильму с похожим сюжетом, в котором полчища птиц стали нападать на людей.
В этом эпизоде дети, по сути, поддаются своеобразной жестокой атмосфере. Взять хотя бы сцену уговора родителей через имитацию смерти Барта. Далее Барт, например, под настроение начинает выражать свои эмоции в парке, издеваясь над человеком в костюме Щекотки. Правда, здесь и Гомер отличился, но он в некотором роде тоже большой ребёнок. А вот в конце уже Лиза демонстрирует на примере брата, что насилие – забавно. Даже смертельно опасное приключение все, кроме Мардж, восприняли практически как очередной аттракцион.

Рис. 2. Похоже, что в земле невсамделишного насилия нет места удивлению: ничто не способно поколебать невозмутимость Барта и Лизы.
После задержания Гомера и Барта за хулиганство некстати начинается восстание роботов. У машин явно дала сбой программа распознавания образов, раз они стали воспринимать людей как Щекоток и Царапок. Мне нравится момент с появлением заполошного Фринка, пытающегося предупредить учёных о надвигающейся беде. И его бы, вероятно, послушали, только вот предсказание, мягко говоря, немного запоздало. Продолжением темы насилия служит ответная месть человека в костюме, рассудившего, что ненавистной семье лучше сгинуть на острове. Случайно узнав, что вспышка фотоаппарата вызывает замыкание микросхем, Симпсоны расправляются с машинами. И, конечно, издевательством на этом фоне выглядит благодарность владельца парка в виде двух бесплатных купонов на посещение. В результате центры развлечений Щекотки и Царапки заслуженно приобрели дурную славу и опустели, что, скорее всего, привело к их дальнейшему разорению

.

Рис. 3. Когда на вас нападает банда агрессивных роботов, становится уже не до веселья.

Рис. 4. Гомер вооружён и особо опасен.
P. S. Хм, интересно, а где Мэгги была, когда началось восстание машин? Получается, что детей забыли в аквариуме с шарами.
Ещё одно достоинство эпизода - изобилие живых и интересных диалогов. Вот, например:
Гомер: - Прочь, робот, только я могу портить наш семейный отдых! И ещё, может быть, Барт!
Барт: - Надо же, поездка в центр Щекотки и Царапки оказалась нашим лучшим отдыхом!
Лиза: - Самым лучшим!
Мардж: - Да вы что, мы чуть не погибли, к тому же я чуть не сгорела от стыда!
Лиза: - О таком отдыхе ты мечтала. Приключение нас сплотило, мы много были на свежем воздухе и у нас масса впечатлений!