Автор Тема: Творчество Федора Михайловича Достоевского  (Прочитано 2796 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн HellNait

  • Модератор
  • Ветеран Форума
  • *****
  • Сообщений: 2157
  • Пол: Мужской
  • Shadownait
В этой теме предлагается обсуждать творчество великого русского писателя.
« Последнее редактирование: 20/01/2013, 21:29:07 от HellNait »
Eins...
Hier kommt die Sonne...
Sherri & Terri forever!

Оффлайн HellNait

  • Модератор
  • Ветеран Форума
  • *****
  • Сообщений: 2157
  • Пол: Мужской
  • Shadownait
Рассмотрим мировоззрение Ипполита Терентьева. Это молодой человек 18 лет. Все более-менее интересно мыслящие персонажи у Достоевского почему-то очень юны, максимум до 28 лет. Это, верно, определяется тем, что дальше у людей появляются заботы, на фоне которых рассуждать о каких-то экзистенциальных вопросах становится не с руки.
Ипполит болен чахоткой и знает, что через несколько месяцев умрет. И это накладывает на его мировоззрение огромный отпечаток. Одним из важнейших моментов в романе, объясняющим его взгляды, является его так называемое "Необходимое объяснение", которое он написал за один вечер и прочитал перед остальными героями романа (после чего предпринял попытку застрелиться).
"Необходимое объяснение" представляет собой собрание довольно бессвязных воспоминаний, которые соединены многочисленными вставками с его рассуждениями. В рассуждениях его очень много обиды на жизнь, за то, что он обречен так глупо увядать в 18 лет. Но есть там еще, кроме этого, злость и зависть к остальным людям. Всем тем, кто продолжит жить, причем будет жить не так, как того хотелось бы ему, Ипполиту. Это основной момент во всем его "Необходимом объяснении".
Он не понимает, почему люди бедны, почему жалуются на свои беды, когда у них у всех "по 60 лет впереди", тогда как ему одному, молодому суждено умереть. В качестве примера он упоминает одного нищего, который помер с голоду. После чего мечтает, как он бы убил этого самого нищего, если бы его каким-нибудь образом удалось воскресить.
Он вспоминает про своего соседа Сурикова, который едва сводит концы с концами, у которого умерла жена, а зимой еще и "заморозили ребенка". С этим Суриковым он обошелся весьма жестоко, несмотря на мирный нрав того. Когда у того умер ребенок, Терентьев сам пришел к нему и начал утверждать, что тот сам виноват в своей нищете и своих бедах. И в том, что "заморозили ребенка" виноват тоже он сам. При этом никакой жалости в нем на тот момент не было. Впрочем, потом ему стало несколько неудобно, не "обидел" ли он его.
Важную роль в его так называемом "последнем убеждении" (мысли совершить самоубийство то есть) сыграли и многочисленные галлюцинации и кошмарные сны. Здесь совершенно четко просматривается дьявольский мистицизм, на который упирает Достоевский, как ярый приверженец христианства.
Так, в одном из кошмарных снов Ипполита встречается какой-то "гад" - существо наподобие скорпиона, которое бегает "извиваясь" по комнате и все норовит его ужалить. На помощь приходят родные, которые тоже начинают ловить тварь, но безуспешно. Наконец, появляется собака Норма, умершая несколько лет назад, которая даже будучи мертвой все равно самоотверженно спасает своего хозяина, даже несмотря на то, что тварь жалит ее в язык.
Другие случаи связаны с еще одним главным персонажем романа Рогожиным, тоже весьма мрачным и с несчастной судьбой. В доме у Рогожина была картина, на которой изображен мертвый Христос, снятый с креста. Эта картина вызывает в Терентьеве мысли о природе, как о некоей безличной темной сущности, убивающей любое сколько бы ни было прекрасное свое создание. Здесь, кстати, идет явное совпадение мыслей Ипполита с мыслями еще одного персонажа, но уже другого романа "Бесы" - Кириллова. Тот тоже упоминал о том, что "природа не пощадила и этого", но у него шло скорее разочарование жизнью вцелом (впрочем, те мысли можно рассматривать и просто в качестве примера, которые не обязательно его очень расстраивали). Так вот, эта самая природа, темная и тупая сущность, которая представилась ему в следующей галлюцинации в виде огромного тарантула (еще одно совпадение с "Бесами", о большом пауке там говорит Ставрогину Лиза) и есть, наверно, главный враг Ипполита. Именно она допускает такую нелепую и обидную смерть, на которую он осужден. Последней каплей стала еще одна галлюцинация, привидившаяся ему в полусонном состоянии. Там опять участвует Рогожин (явный намек на "темную" ауру того), который, как кажется Терентьеву, посещает его комнату, но ни слова не говорит с ним, а только наблюдает за ним. Согласитесь, достаточно пугающее зрелище, особенно, в состоянии расстройства от болезни. Как выясняется под утро, в комнату никто проникнуть не мог, поскольку она была заперта изнутри на задвижку. Вот это-то видение и послужило последней каплей в формировании его "последнего убеждения". Ипполит заявляет, что не может оставаться в живых, когда природа издевается над ним так бесстыдно, посылая к нему всяких "призраков".
Подводя итог. Во взглядах Ипполита присутствует большая обида на несправедливость жизни, плюс оскорбленный юношеский максимализм. Здесь вам и заявления, вроде "вот если бы мне дали здоровье, пусть и босой, голый, без денег, один в большом городе, но я бы добился всего, чего бы ни захотел". Но и вполне здравые мысли, судя по всему, не очень принимаемые самим Достоевским, раз он их вкладывает в уста самоубивцев: это, в частности, идея о том, что каждый человек сам в ответе за то, что с ним происходит в этом мире. "Вечно хнычет, вечно плачется! О, никакой, никакой во мне не было жалости к этим  дуракам, и, теперь, ни прежде, - я с гордостью это  говорю! Зачем же он сам  не  Ротшильд? Кто виноват, что у него нет миллионов, как у Ротшильда, что у него нет горы золотых империалов и наполеондоров?" Другая идея, которая проскальзывает у Тереньтьева лишь мельком, но которая довольно важна лично для меня - это "люди созданы, чтобы друг друга мучить".
Также Терентьев отказывается от помощи родных, намеренно затворяясь один в своей комнате, несмотря на то, что в обществе людей ему было бы легче. Это также очень интересный лично для меня момент. Наконец, он мистик, так как достаточно большое значение придает своим снам и галлюцинациям, хотя и сам не отдает себе в том отчета.
« Последнее редактирование: 20/01/2013, 21:29:49 от HellNait »
Eins...
Hier kommt die Sonne...
Sherri & Terri forever!

Оффлайн HellNait

  • Модератор
  • Ветеран Форума
  • *****
  • Сообщений: 2157
  • Пол: Мужской
  • Shadownait
"Бесы"

Мега-произведение. И как и любое классическое произведение сперва его очень трудно читать. Трудно дать точную характеристику этой книге, тем более, что для меня она со временем трансформировалось в своеобразный культ. По мере того, как я смотрел экранизации, записи театральных постановок и просто слушал аудиокниги в разном исполнении, снова и снова перечитывал отдельные моменты, а иногда и всю книгу целиком, я постепенно раскрывал весь ее громадный потенциал. Кто-то считает, что самым великим произведением Ф.М.Д. являются "Братья Карамазовы". Я со своей стороны думаю, что и они очень велики, но именно нравятся мне всё же больше "Бесы". Своим разнообразием, где-то легкостью и несерьезностью (за что Толстой назвал этот роман фельетоном), а где-то проглядывающей через строчки кромешной Тьмой. Огромное число действующих лиц, характеров и судеб, исторически правдоподобная картина - не даром роман выдержан в стиле хроники.
Не знаю, сперва хотел описать сюжет. Долго хотел написать про эту книгу. Теперь вот думаю, что не нужно, а ограничусь одним лишь взглядом на основных действующих лиц.
Все же нужно сказать пару слов. Действие романа происходит в 1860-ых годах в одном из провинциальных русских городов (предположительно Твери). В тот самый момент, когда в обществе поднимают голову идеи вольнодумства, зарожденные еще во времена бунта декабристов. Вот в этой-то неспокойной атмосфере и происходит всё действо.
В родовое имение к матери приезжает порочный и беспринципный Николай Ставрогин с замашками принца. Вместе с ним приезжает и его друг Петр Верховенский, у которого тут также имеется отец, живущий с матерью Ставрогина. С их приездом заваривается вся каша. Выясняется, что в городе сформирована и действует революционная "пятерка", целью которой является систематический подрыв основ общества. Члены пятерки - молодые нигилисты, социалисты и либералы. В конце концов "пятёрка" будет раскрыта, но кое-что накуролесить они все же успеют. Вот, собственно, весь сюжет вкратце.
Теперь о персонажах.
Главным действующим лицом является Николай Ставрогин, двадцати восьми лет, отставной офицер, из аристократии. Несмотря на статус, в голове у него творится солидный разброд. Если вкратце - у него отсутствует цель в жизни. А в сочетании с его преждевременным пресыщением жизнью и нигилистическими взглядами это вырождается в полную беспринципность. Для него нет ничего святого. С одной стороны он ищет для себя достойного испытания, "бремени", с другой постоянно старается доказать себе, что правила можно и нужно нарушать. В итоге никакая кара или бремя не оказывают на него должного воздействия. Для него это просто становится очередным испытанием, которое он преодолевает безо всякого чувства. В романе Ставрогин явно демонизирован. С сравнении с другими "бесенятами" он представлен как архибес. Его влияние на людей безгранично. Все одержимы им, и женщины, и мужчины. Последние верят всякому его слову, готовы принять на веру любую идею, которые он развивает только для своего удовольствия. Так, одному (Кириллову) он внушал идеи радикального атеизма, в то время как другому (Шатову) говорил о боге и родине. Он имел отношение к созданию тайного общества, написав для него устав. А кроме того служит источником вдохновения для главного революционера - Петра Верховенского, который готовит ему роль лидера в новом обществе. В любовных делах он точно также беспринципен и даже всеяден. Среди его "пассий" побывали дочка из знатной семьи (Лиза Тушина), затем девушка из простых (Даша Шатова), а также сумасшедшая сестрица местного пьяницы капитана Лебядкина (Марья Тимофеевна). Ну, само собой, не забудем и девочку Матрешу, которую он развратил в Петербурге, и которая потом повесилась. Собственно, воспоминания об этой девочке - единственное, что оказывает хоть какое-то воздействие на него, пробуждая в нем человеческие чувства, чувство вины, если можно так сказать. Потому что она постоянно является к нему во сне, грозя ему своим кулачком, и этого он не может выносить. Можно сказать, что именно видение Матреши и подтолкнуло его в конечном счете окончить свои дни также, как и она - в петле. Он как бы разделил с ней её участь.
Другим важным персонажем "Бесов" является Кириллов, тоже примерно двадцати восьми лет, инженер и друг Ставрогина. Кириллов представляет собой пример того, во что могут выродиться идеи радикального атеизма. Главная идея Кириллова - уничтожить Бога. И единственный способ это сделать - совершить самоубийство. Только так человек сможет доказать, что волен сам распорядиться своей судьбой, а, значит, сам может стать богом. Вообще, строго говоря, мысли об уничтожении Бога у Кириллова перемежаются с массой других. Среди них - его взгляды о том, что "всё хорошо и все хороши", и в то же время неудовлетворенность жизнью, его абсолютистское убеждение, что "жизнь есть боль и страх". Отсюда можно предположить, что желание совершить самоубийство росло в нем независимо от атеистических убеждений. В конце Кириллов убивает себя, таким образом доказав свою теорию и став богом.
Вместе с Кирилловым в одном доме проживает его друг Иван Шатов, сын бывшего крепостного, также бедный, вынужденный искать всякой копейки, чтобы как-то протянуть. Шатов представляет собой пример "раскаявшегося" вольнодумца. Первоначально придерживавшийся идей радикального социализма, он после проповедей Ставрогина (которые тот делал только из желания развлечь себя) становится ярым славянофилом. Идея Шатова, которую в него внёс Ставрогин, в том, что единственным народом-богоносцем на всей земле является русский народ. Соответственно, единственный истинный бог только у русского народа, а новое пришествие Христа свершится именно в России. Через Шатова, возможно, Достоевский пытался донести и свои взгляды на православие и вопросы веры. Как и Кириллов, Шатов также погибает в конце; его убъёт "кучка" из пяти человек во главе с Верховенским.
Говоря о личности самого Петра Верховенского, нужно сказать, что он "политический обманщик и интриган", как его величает Кириллов. Сам же он себя называет "мошенником", когда Ставрогин спрашивает его, что он, оказывается, вовсе не социалист. Этот юркий, чрезвычайно взбаломошный и в то же время опасный человечек возомнил себя чем-то вроде лидера. Ставрогину же он определил роль "Ивана Царевича", когда все старое общество рухнет и "всё поедет с основ". В своих неупорядоченных и почти анекдотических убеждениях Верховенский во многом основывается на системе, которую придумал Шигалев, еще один член революционного сообщества, член боевой "пятерки", и самый смелый и независимо мыслящий из всех остальных рядовых участников общества.
Шигалев создал теорию, согласно которой все общество должно быть поделено на две неравные части. Одной десятой доле даруются все свободы и право безграничного господства над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять свою личность, обратиться как бы в стадо, путем ряда перерождений и перевоспитания целых поколений достигнуть состояния первобытной невинности, как бы первобытного рая. Хотя, впрочем, и будут работать. Меры, предлагаемые автором для отнятия свободы у девяти десятых населения и обращения его в стадо, весьма замечательны, основаны на естественных данных и очень логичны. Это пьянство, пожары, легенды, неслыханный разврат. Расшатанное таким образом общество, болезненное и ослабшее, предполагается в определенный момент взять в свои руки и навести порядок на свой манер.
Стоит напоследок сказать и об еще одном персонаже. Это Степан Трофимович Верховенский, отец Петруши Верховенского, старый либерал и идеалист, "воплощенной укоризной стоящий перед Отчизной". Его роль заключается в том, что именно он своими уж слишком оригинальными методами воспитал то самое новое поколение бесов, в первую очередь Николая Ставрогина, Петра Стапановича и Лизу Тушину. Метод его воспитания заключался в том, что он делил со своими воспитанниками абсолютно все свои мысли и переживания, и в какой-то степени таким образом развратил их духовно. Так что они к моменту своего взросления уже испытали большую часть чувств, пресытившись таким образом жизнью раньше времени. В конце романа Степан Трофимович раскаивается, пытаясь приобщиться к народной культуре и вере, но уже слишком поздно.
Eins...
Hier kommt die Sonne...
Sherri & Terri forever!

Оффлайн HellNait

  • Модератор
  • Ветеран Форума
  • *****
  • Сообщений: 2157
  • Пол: Мужской
  • Shadownait
Для меня немаловажно, что в книгах данного автора всегда присутствует какая-то доля мистицизма, сквозь строки как-будто иной раз проглядывает истинная тьма.
Такое есть как минимум в трёх произведениях, наиболее для меня важных - "Преступлении и наказании", "Идиоте" и "Бесах". В "Преступлении и наказании" это чувство возникает, когда читаешь о снах Свидригайлова, которые он видел в деревянной гостинице накануне самоубийства. Это были три сна, привидевшиеся ему в полуболезненном состоянии. В первом у него в постели очутилась мышь, которую он безуспешно пытался поймать, и которая, наконец, забралась по рукаву ему уже под рубашку и начала бегать по телу. Во втором он видел юную утопленницу во гробу, а в третьем - пятилетнюю девочку, которая оказалась каким-то демоном (самый пугающий момент). Все эти сны поминутно сменяют один другого, так что невозможно определить, где сон, а где явь.
В "Идиоте" главным носителем тьмы является молодой Ипполит, написавший своё "Необходимое объяснение". Приговоренный самой природой к неминуемой смерти (у него чахотка), он приходит к "последнему убеждению" - что все сами виноваты в своих несчастьях, и что не стоит жить последние несколько недель. При этом на его взгляды повлияла как жестокость природы, так и кошмарные сны, о которых стоит упомянуть отдельно. В первом ему видится какой-то гад, бегающий по его комнате, и от которого спасает только давно умершая собака Норма. Во второй раз он говорит о природе, как о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которая не пощадила даже Христа -- под впечатлением от картины "Мёртвый Христос в гробу" Ганса Гольбейна Mладшего. И, наконец, ему видится еще сон, в котором он встречает Рогожина, который с какой-то инфернальной изысканностью издевается над ним. Тут просматривается параллель с третьим сном Свидригайлова, в котором над тем тоже издевается девчонка.
В "Бесах" тьмы больше всего, и она проявляется как в мрачной, гнетущей обстановке, в фанатичных и полубезумных философских взглядах Кириллова, Шигалёва и Шатова, жутких, парадоксальных и нарочито дерзких событиях, так и в поступках, мыслях и снах главного героя, архибеса - Николая Ставрогина. Этого постоянно мучают галлюцинации, ему всё время представляется какое-то злобное и насмешливое существо, которое он сам и есть, только в разных обличьях. Кроме того, его преследуют навязчивые мысли о вине за прошлый поступок, который он совершил из праздности. Немаловажную роль тут сыграл также один сон, в котором ему привиделась картина "Асис и Галатея" Клод Лоррена. Проснувшись после этого дивного сна, он взглянул в окно, на косые лучи заходящего солнца, и тут ему вспомнился маленький красный паучок. После чего он всё вспоминает, и уже не может больше не вспоминать, но и не может с этим жить.
Eins...
Hier kommt die Sonne...
Sherri & Terri forever!