"Бесы"
Мега-произведение. И как и любое классическое произведение сперва его очень трудно читать. Трудно дать точную характеристику этой книге, тем более, что для меня она со временем трансформировалось в своеобразный культ. По мере того, как я смотрел экранизации, записи театральных постановок и просто слушал аудиокниги в разном исполнении, снова и снова перечитывал отдельные моменты, а иногда и всю книгу целиком, я постепенно раскрывал весь ее громадный потенциал. Кто-то считает, что самым великим произведением Ф.М.Д. являются "Братья Карамазовы". Я со своей стороны думаю, что и они очень велики, но именно нравятся мне всё же больше "Бесы". Своим разнообразием, где-то легкостью и несерьезностью (за что Толстой назвал этот роман фельетоном), а где-то проглядывающей через строчки кромешной Тьмой. Огромное число действующих лиц, характеров и судеб, исторически правдоподобная картина - не даром роман выдержан в стиле хроники.
Не знаю, сперва хотел описать сюжет. Долго хотел написать про эту книгу. Теперь вот думаю, что не нужно, а ограничусь одним лишь взглядом на основных действующих лиц.
Все же нужно сказать пару слов. Действие романа происходит в 1860-ых годах в одном из провинциальных русских городов (предположительно Твери). В тот самый момент, когда в обществе поднимают голову идеи вольнодумства, зарожденные еще во времена бунта декабристов. Вот в этой-то неспокойной атмосфере и происходит всё действо.
В родовое имение к матери приезжает порочный и беспринципный Николай Ставрогин с замашками принца. Вместе с ним приезжает и его друг Петр Верховенский, у которого тут также имеется отец, живущий с матерью Ставрогина. С их приездом заваривается вся каша. Выясняется, что в городе сформирована и действует революционная "пятерка", целью которой является систематический подрыв основ общества. Члены пятерки - молодые нигилисты, социалисты и либералы. В конце концов "пятёрка" будет раскрыта, но кое-что накуролесить они все же успеют. Вот, собственно, весь сюжет вкратце.
Теперь о персонажах.
Главным действующим лицом является Николай Ставрогин, двадцати восьми лет, отставной офицер, из аристократии. Несмотря на статус, в голове у него творится солидный разброд. Если вкратце - у него отсутствует цель в жизни. А в сочетании с его преждевременным пресыщением жизнью и нигилистическими взглядами это вырождается в полную беспринципность. Для него нет ничего святого. С одной стороны он ищет для себя достойного испытания, "бремени", с другой постоянно старается доказать себе, что правила можно и нужно нарушать. В итоге никакая кара или бремя не оказывают на него должного воздействия. Для него это просто становится очередным испытанием, которое он преодолевает безо всякого чувства. В романе Ставрогин явно демонизирован. С сравнении с другими "бесенятами" он представлен как архибес. Его влияние на людей безгранично. Все одержимы им, и женщины, и мужчины. Последние верят всякому его слову, готовы принять на веру любую идею, которые он развивает только для своего удовольствия. Так, одному (Кириллову) он внушал идеи радикального атеизма, в то время как другому (Шатову) говорил о боге и родине. Он имел отношение к созданию тайного общества, написав для него устав. А кроме того служит источником вдохновения для главного революционера - Петра Верховенского, который готовит ему роль лидера в новом обществе. В любовных делах он точно также беспринципен и даже всеяден. Среди его "пассий" побывали дочка из знатной семьи (Лиза Тушина), затем девушка из простых (Даша Шатова), а также сумасшедшая сестрица местного пьяницы капитана Лебядкина (Марья Тимофеевна). Ну, само собой, не забудем и девочку Матрешу, которую он развратил в Петербурге, и которая потом повесилась. Собственно, воспоминания об этой девочке - единственное, что оказывает хоть какое-то воздействие на него, пробуждая в нем человеческие чувства, чувство вины, если можно так сказать. Потому что она постоянно является к нему во сне, грозя ему своим кулачком, и этого он не может выносить. Можно сказать, что именно видение Матреши и подтолкнуло его в конечном счете окончить свои дни также, как и она - в петле. Он как бы разделил с ней её участь.
Другим важным персонажем "Бесов" является Кириллов, тоже примерно двадцати восьми лет, инженер и друг Ставрогина. Кириллов представляет собой пример того, во что могут выродиться идеи радикального атеизма. Главная идея Кириллова - уничтожить Бога. И единственный способ это сделать - совершить самоубийство. Только так человек сможет доказать, что волен сам распорядиться своей судьбой, а, значит, сам может стать богом. Вообще, строго говоря, мысли об уничтожении Бога у Кириллова перемежаются с массой других. Среди них - его взгляды о том, что "всё хорошо и все хороши", и в то же время неудовлетворенность жизнью, его абсолютистское убеждение, что "жизнь есть боль и страх". Отсюда можно предположить, что желание совершить самоубийство росло в нем независимо от атеистических убеждений. В конце Кириллов убивает себя, таким образом доказав свою теорию и став богом.
Вместе с Кирилловым в одном доме проживает его друг Иван Шатов, сын бывшего крепостного, также бедный, вынужденный искать всякой копейки, чтобы как-то протянуть. Шатов представляет собой пример "раскаявшегося" вольнодумца. Первоначально придерживавшийся идей радикального социализма, он после проповедей Ставрогина (которые тот делал только из желания развлечь себя) становится ярым славянофилом. Идея Шатова, которую в него внёс Ставрогин, в том, что единственным народом-богоносцем на всей земле является русский народ. Соответственно, единственный истинный бог только у русского народа, а новое пришествие Христа свершится именно в России. Через Шатова, возможно, Достоевский пытался донести и свои взгляды на православие и вопросы веры. Как и Кириллов, Шатов также погибает в конце; его убъёт "кучка" из пяти человек во главе с Верховенским.
Говоря о личности самого Петра Верховенского, нужно сказать, что он "политический обманщик и интриган", как его величает Кириллов. Сам же он себя называет "мошенником", когда Ставрогин спрашивает его, что он, оказывается, вовсе не социалист. Этот юркий, чрезвычайно взбаломошный и в то же время опасный человечек возомнил себя чем-то вроде лидера. Ставрогину же он определил роль "Ивана Царевича", когда все старое общество рухнет и "всё поедет с основ". В своих неупорядоченных и почти анекдотических убеждениях Верховенский во многом основывается на системе, которую придумал Шигалев, еще один член революционного сообщества, член боевой "пятерки", и самый смелый и независимо мыслящий из всех остальных рядовых участников общества.
Шигалев создал теорию, согласно которой все общество должно быть поделено на две неравные части. Одной десятой доле даруются все свободы и право безграничного господства над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять свою личность, обратиться как бы в стадо, путем ряда перерождений и перевоспитания целых поколений достигнуть состояния первобытной невинности, как бы первобытного рая. Хотя, впрочем, и будут работать. Меры, предлагаемые автором для отнятия свободы у девяти десятых населения и обращения его в стадо, весьма замечательны, основаны на естественных данных и очень логичны. Это пьянство, пожары, легенды, неслыханный разврат. Расшатанное таким образом общество, болезненное и ослабшее, предполагается в определенный момент взять в свои руки и навести порядок на свой манер.
Стоит напоследок сказать и об еще одном персонаже. Это Степан Трофимович Верховенский, отец Петруши Верховенского, старый либерал и идеалист, "воплощенной укоризной стоящий перед Отчизной". Его роль заключается в том, что именно он своими уж слишком оригинальными методами воспитал то самое новое поколение бесов, в первую очередь Николая Ставрогина, Петра Стапановича и Лизу Тушину. Метод его воспитания заключался в том, что он делил со своими воспитанниками абсолютно все свои мысли и переживания, и в какой-то степени таким образом развратил их духовно. Так что они к моменту своего взросления уже испытали большую часть чувств, пресытившись таким образом жизнью раньше времени. В конце романа Степан Трофимович раскаивается, пытаясь приобщиться к народной культуре и вере, но уже слишком поздно.