Wanderer,
Max Power“Ну вы блин даете.”
Вы все в Star Wars будете объяснять "this is Force"? Уже и Вейдер у них плохой был оказывается из за mind control-а... Может и Гитлеру просто мозги инопланетяне промывали?
Давайте-ка я вам расскажу кое что про Анакина Скайуокера.
Анакин Скайуокер - это вам не “рыцарь без страха и упрека” Оби-Ван Кеноби, выросший в тепличных условиях и с детства не знавший горя и сомнений, заботливо воспитываемый джедаями. Анакин вырос на пустынном Татуине, с рабским ошеником на шее, страдая, голодая и с трудом выживая. Единственным близким человеком была страдавшая не меньше его мать, а хозяином его было жадное летающее насекомое-переросток. “Если бы вы выросли там где я, вы бы нахрен сдохли”.
И вся эта красота не просто на территории доброй и мудрой Республики, но и на глазах у таких добрых и принципиальных джедаев, которым конечно жалко бедных рабов, но им не до того - принцесс спасать надо. Джедаи, хранившие в основном не Республику, а свои секреты, обладали в теории огромной властью, а на практике были практически беспомощны из за своих собственных страхов. Сама Республика - наглядное пособие по всем недостаткам демократии, помноженным на запредельные размеры и отличия в культуре тысяч разумных рас. Наличие прекрасных идеалов полностью сводилось на нет их неработоспособностью, в результате чего даже Коррускант представлял из себя тот еще гадюшник, чего уж говорить о тысячах окраинных миров.
Но вопреки всему, чему его учила жизнь, Анакин рос хорошим, добрым и отзывчивым мальчиком. Он даже согласился рискнуть жизнью что бы помочь непонятным чужакам, а ведь погибни он на гонках, джедаи то как нибудь выбрались бы, а вот его мать осталась бы одна. Падме же была для него чем-то... Неземным. Кусочком той жизни, что казалась нереальным раем. “Ты - ангел?”
И вот, однажды он перестал быть рабом, и стал джедаем, местным рыцарем на белом коне. Теперь то он мог помочь всем... И тут начались проблемы.
Главной проблемой Анакина было, как я уже говорил, вполне понятное желание быть сильным. Не ради себя, и даже не ради матери и Падме, а ради всех, кому он мог помочь. И он мог действительно многое, но не все, и к его удивлению, джедаи ему мешали чуть ли не больше, чем помогали.
Философия джедаев - по сути отказ от всего. Обладая огромными древними заниями и силой, помножеными на собственно Силу, они так боялись сами себя, что по принципу “не навреди” решили отгородится от всего, и в первую очередь от всего что делало их людьми. Стругацкие писали, что человек, живущий ради себя, подобен двигателю, работающему вхолостую, так вот джедаи даже ради себя не жили. “Те, кто уже не человек, и те, кто никогда им не был” Понятно, что “слишком старый” Анакин уже был человеком и так жить не мог.
Квай-Гон, сделавший Анакина учеником против воли Совета (ну технически не он, а Оби-Ван, но это детали) всегда считался бунтарем, но при том крайне уважаемым. Мне кажется, “уровень мидихлориан” был для него лишь удобным поводом наконец то обучить Силе обычного человека, сблизить орден с теми, кого они вроде бы защищали, и судя по книгам, даже Йода в итоге признал его правоту. Не погибни он, возможно он бы справился с этой задачей. А так - все спихнули молодому Оби-Вану, только что произведенному в полноправные джедаи “по законам военного времени”, что уже много говорит о ордене и Совете. И Оби-Ван с задачей не справился, да и не мог он наверное с ней справится, он может и был подобен идеальному мечу, но кузнец из него был никудышный. Да еще и в условиях фактически гражданской войны, обнажившей и без того многочисленные проблемы Республики и учившей Скайуокера что проблемы надо решать “агрессивной дипломатией”, быстро и решительно. И Анакин нашел другого наставника - Палпатина. А Палпатин то говорил на понятном ему языке...
Тут стоит кое что рассказать о философии ситов.
«Покой — это ложь. Есть только страсть.
Через страсть я познаю силу.
Через силу я познаю могущество.
Через могущество я познаю победу.
Через победу мои оковы рвутся.
И Великая Сила освободит меня.»
— Кодекс ситов
Ситы как раз учили что человек является рабом жизненных обстоятельств, и справится с этим можно только став сильнее их. Неплохо звучит, не так ли? Самосовершенствование, что бы сделать мир таким, каким ты его хочешь видеть. Например, сделать его лучше.
Проблем было, как мне кажется, две. Во-первых, путь ситов к познанию Силы через эмоции (кстати в оригинале не обязательно “темные”, просто так уж вышло что ненависть и гнев тут более продуктивны чем чем недолговечная радость или расслабляющая любовь) в итоге приводил к некоторому затмеванию разума, что впрочем было проблемой в основном новичков. Вторая проблема серьезнее - как только “стать сильнее“ становилось главной целью, человек, опьяненный к тому же открывающимся могуществом, просто начинал избавляться от “балласта”, делающего его слабее, например от любых привязанностей, благо он легко находил повод: и страые обиды, и новые подозрения...
Кстати, парадокс, но это в итоге приводило многих ситхов туда же, куда и джедаев, в пустоту. Только им было тяжелее, потому что смысл их жизни был в борьбе за превосходство, и когда они становились сильнее всех - они впадали в ступор. Корявая и забагованная игрушка “KotOR 2: Sith Lord’s” гениально рассказывала между делом как раз такую историю двух по настоящему великих ситов, один из которых превратил вечную агонию своего изуродованного тела в источник такой силы, что его нельзя было уничтожить физически, а другой, сумел сохранить свою душу внутри своей пустой брони (что то мне напоминает =)), и чей голод Силы вытягивал жизненную энергию с целых планет, опустошая их эффективнее и эффектнее всяких Звезд Смерти (о чем кстати и говорил Дарт Вейдер в “Новой надежде”). Оба, достигнув чуть ли не абсолютной силы, впали от этого в некую апатию, потеряв смысл жизни и став рабами собственного могущества. И кстати, мне кажется победи таки Император повстанцев - тоже бы заскучал... =)
Но вернемся к Анакину. Как можно понять, ему эта философия была весьма близка. Палпатин был умен, хитер, знал о чем упомянуть, а о чем пока не стоит, и знал на какие болевые точки давить. А потеря матери нанесла ему страшный удар. Вам знакомо это жуткое, убивающее чувство беспомощности? Ненависть к бесконечно несправедливому миру? Анакин решил что как бы он не был силен, силен он недостаточно. Ну а любовь к Падме, страх за нее, сильный талант к предвиденью и юношеский максимализм привели его к тому, что когда пришел момент истины, он находился на распутье, морально готовый отринуть все чему его учлили, но все еще не решающийся на такой шаг.
Палпатин как мне кажется играл в ва-банк. Что это было, может едва не сгубивший его азарт, может предельно точный рассчет, не знаю, но я думаю, Мэйс Винду реально мог убить его там. Но - готовность Винду, который как описано в книгах сам сражался на грани Темной стороны, и видимо не справившегося с эмоциями, убить “на всякий случай” безоружного Палапатина, решила судьбу далекой галктики. “От любви до ненависти один шаг”, и Анакин сделал этот шаг со свойственными ему решительностью и максимализмом (да, как тут не вспомнить “только ситхи все возводят в абсолют”).
Так что момент, который все почему то считают дико нереалистичным, я считаю вполне жизненым. И его пафосная клятва верности, и атака на Храм джедаев, и даже блин, ”он убил всех юнлингов”. Не пытайтесь понять его логикой.
Эмоции тихо копятся в душе годами, а вырываются оглушительным взрывом. Человек, только что круто порвавший с прошлым, в гневе на “ложь” тех, кого он уважал, обуреваемый злобой, болью и даже, одновременно, стыдом за собственное “предательство”, так как в такие моменты ты не можешь избавится тихого шепота в голове, твердящего что ты не прав... Такой человек способен на все, на любое безумие. Я могу привести тысячи примеров, из истории, из своей жизни. Вы такого не видели? Ну, вам повезло. Я видел. Я и сам там был...
Ну а то, что было дальше... Добило Анакина как мне кажется не поражение и не ожоги. Со смертью Падме он внезапно потерял то последнее, ради чего жил. В тот момент он практически умер (“твой отец мертв, Дарт Вейдер убил его”), и родился, да, Дарт Вейдер - исполнительная, но не слишком то инициативная машина. Не зря он назвал свой флагман “Палач”, или, другой перевод - “Исполнитель”.
И только новость о том, что у него есть сын, что то, оставшееся от Падме и самого Анакина, заставила его пробудится. Он вновь почувствовал себя живым, и большой (и последней) ошибкой Палпатина стала его попытка убить Люка на глазах его отца - в этот раз Анакин все таки смог спасти того, кто ему дорог.
Никакой магии. Просто люди.
И да, я думаю очевидно кто мой любимый персонаж саги. Просто мы с ним... похожи? По крайне мере в 19 лет я таким и был. Я его понимаю. “Не осуждаю. И не одобряю. Понимаю.”
Вместо эпилога, приведу слова Квай-Гона - Анакину, из новеллизации первой части, очень хорошие, как мне кажется, слова:
”Твоя жизнь будет тяжёлой
Без наград, без сожаления и без жалости.
Путь лежит перед тобой
И только тебе решать
Делать ли то, что ты можешь не делать.
Твоя жизнь будет тяжёлой
Но ты выяснишь,
Кто ты есть.”